Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в
дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу,
малолетние знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Затем это
название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных
военных учебных заведений. (Военная энциклопедия. изд. Сытина, Петербург, 1913
год, т. XI, стр. 265).
Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные
заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей
и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.
Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в
Пруссии была учреждена первая кадетская школа.
В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту
кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в
Германии, Японии, Черногории и России.
В 1731 году в России (при императрице Анне Иоанновне) по
представлению генерал-фельдмаршала Миниха был подписан императорский указ "об
устройстве Корпуса Кадетов". В котором была основана необходимость этого шага.
"Хотя вечнодостойныя памяти дядя наш, государь Петр
Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже
совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету
храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом
его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем,
яко школою, далее дослуживаться;
...А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром
порядке содержится, однако., дабы такое славное и государству зело потребное
дело наивящще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от младых
лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали
Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящих из 200 шляхетских детей, от тринадцати до
осмнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций,
которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии,
шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным
наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и
в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение того ради
иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции,
танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по
тому б и к учению определять. И на содержание того корпуса и учителей и прочих
расходов определяем сумму 30000 рублей, и повелеваем нашему Сенату по сему
учинить учреждение, каким проядком содержать и обучать, таким и штат как
офицерам, учителям, и прочим служителям определили, из вышеописанной суммы по
достоинству жалование и к тому способной дом приискать, и нам о всем том
немедленно донесть; для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать,
дабы желающие явились в Сенате".
Кадетский Корпус был основан в 1732 году в С.-Петербурге
на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.
При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после
открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в
"Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус" (к 1913 году он стал назваться 1-й Спб.
кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли
замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи
и пр.).
Этот корпус был совершенно закрытый.
При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный
кадетский корпус.
К концу царствования Александра I в России было 3
кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).
Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса -
роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).
Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал
доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе
и всегда содержался в строгой опрятности.
Главная цель: сделать кадет "добродетельными и
благочестивыми".
Целью физического воспитания было: "сбережение и
подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников,
дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы".
Общее направление воспитания основывалось "на любви к
Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на
душевном сознании семейного долга".
Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений,
чествование героев.
Степень нравственного достоинства кадет было принято
определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 -
хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет
наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное
поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на
Красную доску, производством в унтер-офицеры. "Для возбуждения в воспитанниках
соревнования и стремления к воинской доблести" было повелено иметь: в
рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с
именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски,
для помещения имен всех бывших воспитанников, "павших на поле чести...".
Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на
службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к
которым были применены все меры, но исправлений не достигли).
В кадетских корпусах преподавались:
1. Закон Божий
2. Русский язык с церковно-славянской и русской
словесностью
3. Французский и немецкий языки (в некоторых -
английский)
4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия,
приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа)
5. Начальные сведения о естественной истории
6. Физика
7. Космография (астрономия)
8. Химия
9. География
10. История
11. Законоведение
12. Чистописание
13. Рисование и черчение
Внеклассные занятия:
Строевая подготовка (экзерциции) и физические
упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение,
музыка и ручной труд.
С 1911-1912 годов в кадетских корпусах введена стрельба,
начиная с 4 класса
Введены прогулки-экскурсии применительно к программе
"Юных разведчиков" Баден-Пауля во всех классах.
Юноши, успешно закончившие Корпус, получали право на
поступление в военные училища или, в случае неспособности к воинской службе, на
партикулярный чин 14 класса.
Согласно положению о Кадетских Корпусах (1886 г.) п о
штату в корпусе полагались:
- Директор (генерал-майор или
полковник) - Инспектор классов (коллежский советник или полковник) -
Его помощник (коллежский советник или полковник) - 4 командира рот
(полковники) - 17 офицеров-воспитателей - Смотритель здания
(подполковник) - Заведующий обмундированием (капитан) - Старший врач
(коллежский советник) - Младший врач (коллежский асессор) - Эконом
(коллежский асессор) - Секретарь (коллежский асессор) - Бухгалтер
(коллежский асессор) - 2 барабанщика (один унтер-офицер, один
рядовой) - 2 горниста (рядовые) - Старший фельдшер - Младший
фельдшер - Аптечный фельдшер - 3 старших писаря (нестроевые старшего
разряда) - 4 младших писаря (нестроевые)
На протяжении всего времени существования кадетских
корпусов курс обучения и программы периодически менялись.
К 1917 году действовало 29 кадетских корпусов (кроме
Морского и Пажеского). Общее число кадет к 1917 году превышало 10 тысяч. После
февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного
ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией
императорской армии кадетские корпуса были закрыты.