back

История Кадетских Корпусов России


Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений. (Военная энциклопедия. изд. Сытина, Петербург, 1913 год, т. XI, стр. 265).

Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.
Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.
В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России.
В 1731 году в России (при императрице Анне Иоанновне) по представлению генерал-фельдмаршала Миниха был подписан императорский указ "об устройстве Корпуса Кадетов". В котором была основана необходимость этого шага.
"Хотя вечнодостойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться;
...А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится, однако., дабы такое славное и государству зело потребное дело наивящще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящих из 200 шляхетских детей, от тринадцати до осмнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять. И на содержание того корпуса и учителей и прочих расходов определяем сумму 30000 рублей, и повелеваем нашему Сенату по сему учинить учреждение, каким проядком содержать и обучать, таким и штат как офицерам, учителям, и прочим служителям определили, из вышеописанной суммы по достоинству жалование и к тому способной дом приискать, и нам о всем том немедленно донесть; для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате".
Кадетский Корпус был основан в 1732 году в С.-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.
При императрице Елизавете Петровне в 1743 году после открытия Морского корпуса кадетский Миниховский корпус был переименован в "Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус" (к 1913 году он стал назваться 1-й Спб. кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели как военных, так и гражданских ведомств (дипломаты, судьи и пр.).
Этот корпус был совершенно закрытый.
При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.
К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).
Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).
Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности.
Главная цель: сделать кадет "добродетельными и благочестивыми".
Целью физического воспитания было: "сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы".
Общее направление воспитания основывалось "на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга".
Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев.
Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. "Для возбуждения в воспитанниках соревнования и стремления к воинской доблести" было повелено иметь: в рекреационных залах всех корпусов - мраморные доски из светлого мрамора с именами отличнейших из каждого выпуска, а в церквах - черные мраморные доски, для помещения имен всех бывших воспитанников, "павших на поле чести...".
Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли).
В кадетских корпусах преподавались:
1. Закон Божий
2. Русский язык с церковно-славянской и русской словесностью
3. Французский и немецкий языки (в некоторых - английский)
4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа)
5. Начальные сведения о естественной истории
6. Физика
7. Космография (астрономия)
8. Химия
9. География
10. История
11. Законоведение
12. Чистописание
13. Рисование и черчение
Внеклассные занятия:
Строевая подготовка (экзерциции) и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручной труд.
С 1911-1912 годов в кадетских корпусах введена стрельба, начиная с 4 класса
Введены прогулки-экскурсии применительно к программе "Юных разведчиков" Баден-Пауля во всех классах.
Юноши, успешно закончившие Корпус, получали право на поступление в военные училища или, в случае неспособности к воинской службе, на партикулярный чин 14 класса.
Согласно положению о Кадетских Корпусах (1886 г.) п о штату в корпусе полагались:
- Директор (генерал-майор или полковник)
- Инспектор классов (коллежский советник или полковник)
- Его помощник (коллежский советник или полковник)
- 4 командира рот (полковники)
- 17 офицеров-воспитателей
- Смотритель здания (подполковник)
- Заведующий обмундированием (капитан)
- Старший врач (коллежский советник)
- Младший врач (коллежский асессор)
- Эконом (коллежский асессор)
- Секретарь (коллежский асессор)
- Бухгалтер (коллежский асессор)
- 2 барабанщика (один унтер-офицер, один рядовой)
- 2 горниста (рядовые)
- Старший фельдшер
- Младший фельдшер
- Аптечный фельдшер
- 3 старших писаря (нестроевые старшего разряда)
- 4 младших писаря (нестроевые)
На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.
К 1917 году действовало 29 кадетских корпусов (кроме Морского и Пажеского). Общее число кадет к 1917 году превышало 10 тысяч. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты.


Сайт управляется системой uCoz